Новости Antalis

The Science of creativity

Язык пиктограмм: что происходит, когда мы общаемся с помощью визуальных образов

2021/01/22

"Слова разделяют, а образы объединяют"
Отто Нейрат, “Эмпиризм и социология”


Дорожные знаки, компьютерные клавиатуры, значки на дисплее бытовой техники, бирки на одежде… Пиктограммы окружают нас каждый день, и мы часто понимаем их значение, даже не задумываясь. Некоторые пиктограммы отточены временем за столетия их использования. Другие явились прямиком из воображения графических дизайнеров, тщательно прорисовавших каждую линию, стараясь идеально передать их смысл. Их все объединяет способность визуально передать сложный объект с помощью нескольких простых линий.

banner_pictos.jpg
 

Индивидуальная аптечка, разработанная студией "Oddity Studio" для компании "Tag aviation" (исполнено на бумаге Curious Alchemy).

Начертите квадрат и треугольник –  получится домик. Добавьте несколько линий к окружности – получилось солнце. Пиктограммы передают смысл благодаря своему сходству с физическими объектами. В этом они отличаются от идеограмм, призванных представлять идеи и концепции. Языки развиваются уже тысячи лет, используя оба типа символов, и до сегодняшнего дня они оба могут использоваться как по отдельности, так и в сочетаниях друг с другом. Приглядитесь к этикетке на своем пальто – вы увидите там пиктограмму таза для стирки, идеограмму химчистки и сочетание пиктограммы с тазом для стирки и перечеркнутой идеограммы, говорящих вам, что стирать нельзя. Теперь, когда мы разобрались с терминологией, пора погрузиться в процесс рождения пиктограмм.

pictogram.png ideo.png picto-ideo.png

Пиктограмма:
стандартная стирка

Идеограмма:
химчистка
Пиктограмма + идеограмма:
не стирать

Об иероглифах и древнем письме

hieroglyphs.png

Иероглиф, изображающий человека с поднесенной ко рту рукой, Древний Египет.  
  

То, что наскальную живопись из доисторических времен можно рассматривать как пиктограммы, является спорным фактом. Однако мы можем с уверенностью отнести дату начала использования пиктограмм в письменности к 3500 г. до н.э., которым датируется возникновение шумерской клинописи, а затем и иероглифического письма (3200 г. до н.э.). Иероглифы примечательны тем, что они следуют четырем принципам письма одновременно. Прежде всего, это пиктограммы, которые изображают именно то, что описывают. В гробницах часто можно обнаружить пиктограммы с изображением пищи или рабов, которые обозначают подношения, сделанные живыми мертвым (магическим образом заменяя реальные объекты образами). Иероглиф, изображающий человека, поднесшего руку ко рту, обозначает в этом контексте умершего, который ест.

Во-вторых, это идеограммы: например, молчание изображает все та же пиктограмма человека с рукой, поднесенной ко рту. В-третьих, это фонетическая система, в которой знаки также используются для обозначения слов с одинаковыми согласными. Наконец, это ребусный принцип фонетического письма, где каждый иероглиф представляет собой звук, который сочетается со следующим.

От шумерской клинописи (3500 г. до н.э. / II век нашей эры) до письменности племен майя (III век до нашей эры / XVI век нашей эры) в использовании древних видов письменности возникала та же проблема комплексификации, что и в отношении первых пиктограмм. Позже, с появлением алфавитов, таких как древнегреческий или древнееврейский, система письма стала полностью фонетической. Однако пиктографии (науке об использовании пиктограмм в качестве языка) было предначертано возродиться несколько тысячелетий спустя.


О создании современной инфографики и табличках на туалетах

"Международная система ISOTYPE, сочетая в себе использование пиктограмм и графики, оказалась новаторской и проложила путь для инфографики - такой, какой мы ее знаем сегодня".

Немецко-австрийские мыслители Мари Нейрат (1898-1986) и Отто Нейрат (1882-1945) считались ключевыми фигурами Венского кружка и разделяли идею общей миссии популяризации науки. Они стали авторами нескольких книг для детей, объясняющих научные явления, работали над тем, чтобы статистическая, экономическая и политическая информация стала доступной для общественности.

В 1930-х годах, убежденные, что визуальные образы - это наилучший способ сделать информацию понятной для масс, они разработали конспект изображений, символизирующих информацию промышленного, демографического, политического или экономического характера. Позднее такая система получила название ISOTYPE ("Международная система обучения типовому изображению"). Атлас "Gesellschaft und Wirtschaft" ("Общество и экономика") является одним из лучших примеров этой работы. 

Атлас, заказанный в 1930 году Библиографическим институтом (Лейпциг), представлял собой папку большого формата (30 × 45 см) со 130 листами, 98 из которых содержали карты и диаграммы, касающиеся таких тем, как история, миграция, экономика, урбанизм и т.д. Символы, используемые на листах, были разработаны Нейратами в соавторстве с немецким графическим дизайнером Гердом Антцем.

plates.jpg
 

Два листа из Атласа «Gesellschaft und Wirtschaft», 1930 г., озаглавленные «Занятость по видам деятельности, прибл. 1920 г» и «Военные потери».


Когда была создана система ISOTYPE, использование графики в научной среде уже несколько десятилетий развивалось как средство передачи информации. Однако совместное использование пиктограмм и графики в системе ISOTYPE стало новаторским решением и проложило путь для инфографики в том виде, в каком мы ее знаем в наше время

isotype.jpg
Эволюция пиктограмм, разработанных для Олимпийских игр



Система ISOTYPE, безусловно, послужила источником вдохновения для японских официальных лиц во время подготовки к Олимпийским играм в Токио 1964 года, когда они столкнулись с проблемой информирования разнородной зарубежной общественности с помощью простейших средств.

Под руководством Масару Кацумие более тридцати молодых дизайнеров создали 20 символов для различных спортивных категорий и 39 общих информационных панелей, подготовив первый набор пиктограмм, используемых в реальных жизненных ситуациях, а также первые в истории обозначения для туалетов. Важно отметить, что пиктограммы не застывают во времени, а постоянно развиваются, что явствует из приведенного нами сравнения динамики развития пиктограмм, используемых для Олимпийских игр.


О языке пиктограмм

language.jpg

Ремон Кено, "Рассказ об автомобильном путешествии из Парижа в Шербур (в прозе), изложенный в черточках, цифрах и буквах", 1950

   И письменность, и пиктограммы используют сложносоставные знаки для передачи смысла. Однако, на первый взгляд, может сложиться впечатление, что пиктограммам сложно создать полноценную повествовательную последовательность, что и является основной целью языка. Тут можно вспомнить опыт французского писателя Ремона Кено (1902–1976), который предпринял несколько попыток в данном направлении. В результате мы имеем безусловно поэтичные, визуальные хокку. Однако все эксперименты Кено вынуждены были сопровождаться письменными пояснениями для того, чтобы их можно было понять. Но если пиктограммы - это не язык, как мы можем объяснить успех таких проектов, как «Блиссимволика», которые использовались людьми со всеми видами физических и когнитивных нарушений?
 

Первое, что нужно учесть, это что и письменность, и пиктография требуют обучения. Самый простой пример, который приходит на ум, - это дорожные знаки

"Чтобы понять значение пиктограммы, возможно, следует полагаться на контекст даже больше, чем на слова"

Лингвисты-семиотики фактически рассматривают пиктограммы как способы представления (или знаки), имеющие структуру (синтаксис), значение (семантику) и способ применения (прагматику). Как и любой другой лингвистический тип, иконические языки имеют грамматическую структуру. Как и письменность, пиктограммы полисемантичны. Так же, как слово «ручка» может означать конечность или предмет, пиктограмма с изображением дерева может означать «лес» на дорожном знаке проселочной дороги и «древесина» на пачке бумаги.Чтобы понять значение пиктограммы, возможно, следует полагаться на контекст даже больше, чем на слова. Возьмем, к примеру, таблички на двери туалета. До 1964 года ими никто не пользовался, и рисунок женщины и мужчины был всего лишь изображением мужчины и женщины. Однако, учитывая контекст, люди стали понимать, что знаки указывают на то, какой туалет предназначен для мужчин, а какой - для женщин. Постепенно знак стал использоваться и стал известен по всему миру, и сегодня обозначения с пиктограммами женщины и мужчины приобрели свое основное значение - указание местоположения туалета.
 

bathroom.jpg
 

Обозначения для туалетов, разработанные для Олимпийских игр в Токио 1964 года. Художественный руководитель: Масару Кацумие, графический дизайнер: Ёсиро Ямасита. 

О важности создания иконических изображений

Для того, чтобы создать эффективную пиктограмму, необходимы три этапа: семиотическое исследование, разработка дизайна пиктограммы и испытание. Согласно Кембриджскому словарю, семиотика - это «изучение знаков и символов, их значений и использования». Семиотическое исследование направлено на поиск ключевых элементов, обозначающих объект. Солнце, например, определяется его круглой формой и исходящими от него лучами света. Учитель графически будет представлен фигурой человека и доской, которую он использует для обучения, и так далее. Разработка дизайна пиктограммы означает максимально полное отображение таких элементов, всячески избегая помех. Испытание является столь же важным этапом, как и два других, и о нём не стоит забывать.

"Поскольку создание пиктограмм формирует представление об окружающем нас мире, это действие имеет большую социальную важность"

Например, при создании общедоступных обозначений должны быть использованы строгие протоколы. Согласно стандарту ISO символы должны быть показаны случайным образом сформированной тестовой группе. Символ принимается к использованию, если 67% пользователей однозначно или почти однозначно понимают его смысл (ISO 9186-1989). В США для того, чтобы стандартизировать пиктограмму, ее должны понимать 85% пользователей (ANSI Z535-1987).

Поскольку создание пиктограмм формирует представление об окружающем нас мире, это действие имеет большую социальную важность. По словам Софьи Поляковой, генерального директора проекта "Noun" - веб-сайта, содержащего самую обширную подборку визуального языка в мире, хорошо известного графическим дизайнерам и используемого почти 7 миллионами человек, - "Визуальный язык может формировать, усиливать и изменять наши представления о мире. Символы - один из лучших универсальных инструментов для преодоления языковых и культурных коммуникационных барьеров, и как никогда важно, чтобы они преподносили информацию социально осознанным образом".

 
1.jpg   2.jpg   3.jpg
         

Постер для конструктора PM151, выпущенный ограниченным тиражом. Разработан компанией "Arkotype" и отпечатан издательством "Generation Press" на бумаге Pop’set

 


Индивидуальная аптечка, разработанная студией "Oddity Studio" для компании "Tag aviation" (исполнено на бумаге Curious Alchemy)

 


Проект, исполненный на дизайнерской бумаге Keaykolour для архитектурного агентства "Busca Idrac" (автор - студия "Agence’O").

Твердо убежденная в социальном влиянии иконического языка, Софья Полякова возглавила инициативу «Переосмысление женщин», направленную на борьбу со стереотипными представлениями о женщинах на рабочем месте. Как поясняет Софья Полякова, «когда вы ищете в Интернете изображения, связанные со словами «предприниматель», «лидер» или «начальник», большая часть результатов - это изображения мужчин». В её коллекции представлены более 60 иконических изображений женщин, играющих важную роль в дизайне, технологиях, а также женщин на руководящих постах.
 

positions.jpg
 
Проект "Noun", часть коллекции под названием "Переосмысление женщин".


И в доисторических пещерах, и в 21 веке с его социальными проблемами, пиктограммы умели стать универсальными и соответствовать своему времени. Трудно не почувствовать связь с древними цивилизациями, когда видишь глиф, представляющий что-то столь обыденное, как хлеб. Те, кто имел опыт пребывания за границей и полагался на элементарные обозначения в общении, безусловно, могут подтвердить универсальность языка пиктограмм. Спустя тысячелетия после того, как древние египтяне и племена майя создали свои символы, мы, завершая полный цикл, создаем пиктограмму нового типа, имеющую своей целью интеграцию всего человечества в глобализированный мир.

 
paperman