Уважаемые клиенты! Посещение Бумажной Лавки и проход на территорию бизнес-центра возможны только в маске. Также напоминаем вам о необходимости соблюдать дистанцию.

Новости Antalis

Creativity in times of crisis

Креативность во времена кризиса: санитарно-просветительские плакаты

2020/06/04

Во времена глобального кризиса в области здравоохранения изучение истории санитарно-просветительского плаката представляет особый интерес, поскольку позволяет понять роль, которую могут сыграть художники и креативщики в нынешней ситуации.

Creativity
 

«Трудно определить за счет чего именно плакат работает эффективно», пишет Вильям Х. Хелфанд в предисловии к книге «Кампании общественного здравоохранения: доведение информации до тех, кому она предназначена», выпущенной ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения), в которой обозревается столетняя история санитарно-просветительского плаката. Если успех рекламной кампании можно измерить в единицах роста продаж, то столь же точно определить эффективность кампании в области общественного здравоохранения значительно труднее.

Кампании в области общественного здравоохранения, так же как и рекламные, нацелены на изменение поведения своей целевой аудитории. По сути, именно успех плакатов в качестве средства продвижения подарил Соединенным Штатам и большинству европейских стран идею привлечь художников и начать массовое производство санитарно-просветительских плакатов в разгар ужасов Первой мировой войны. Благодаря своей эффективности и дешевизне производства плакаты с тех пор сохранили за собой важное место в кампаниях общественного здравоохранения, хотя, возможно, и потеряли в некоторой степени свою значимость в последние десятилетия.

Краткий обзор свидетельствует о том, что плакаты 21-го века также потеряли ту художественную ценность, которой они обладали на протяжении большей части 20-го века, когда такие именитые художники, как Франц фон Штук, Люсьен Леви-Дюрмэ или Эмилио Вила, опубликовали ряд очень качественных плакатов, или когда такой фотограф, как Анри Картье-Брессон, работал по заказам ВОЗ.

Как поясняет бывший старший сотрудник ВОЗ Уман Момен, у которого мы взяли интервью, проблема частично вызвана тем, что «для художников [начала 20-го века] было счастливой возможностью участвовать в такого рода престижных кампаниях, тогда как сегодня, по всей видимости, привлечь людей труднее». Он также говорит, что методы санитарно-просветительских учреждений со временем изменились, и сегодня целью плаката в первую очередь является донесение идеи, а изображение по своему значению выступает как вторичный элемент.

Конечно, можно было бы сожалеть о недостатке креативности в современных санитарно-просветительских плакатах, но как судить о необходимости (или отсутствии необходимости) участия художников в этом процессе при отсутствии реальных средств оценки эффективности того или иного плаката? Судя по тому, как нынешняя эпидемия коронавируса, похоже, побудила художников вновь обратить внимание на общественное здравоохранение, их роль представляется важной.


Сила цитаты

В плакатах широко используются цитаты, их весомость и убедительность. Как известно, требуется мгновенное восприятие информации на плакате, чтобы за те несколько секунд, в течение которых его просматривают, человек мог уловить идею. Поэтому на плакатах должны присутствовать изображения, которые настолько прочно укоренились в сознании зрителя, что восприятие и осознание конкретной идеи происходит за считанные секунды и создает у человека чувство сопричастности.

Взгляда на «обвиняющего» с вытянутым указательным пальцем, нацеленным на нас, достаточно, чтобы за долю секунды передать идею чувства долга. Этот образ впервые возник в 1914 году в Великобритании на плакате «Ты нужен своей стране». И спустя некоторое время, в 1917 году, последовала американская версия этого плаката, которая используется до сих пор. Сила убеждения этого плаката со временем выросла в рамках бесчисленных кампаний, в которых он использовался с незначительными изменениями. И даже сегодня на плакатах мы видим медицинских работников, которые указывают на нас пальцем и просят оставаться дома.

Такая необходимость мгновенного узнавания требует определенной универсальности. Однако, для обеспечения эффективности дизайнеры плакатов должны учитывать специфику определённого региона и определенного периода времени. Эта двойственность лежит в основе трудностей, с которыми сталкивается современное производство плакатов.
 

WWII Malaria educational poster @USNatArchives USA 1930s.jpg UK 1920S.jpg USA, 1934.jpg



Проблема множественности культур

Создание эффективного плаката могло бы быть более легкой задачей в не столь глобализированном мире при наличии развитых и единообразных господствующих культур. В своей статье доцент американистики Колледжа Смит Кевин Розарио утверждает, что охватившая американский средний класс «бульварная» культура в значительной степени повлияла на дизайн зловещих плакатов Красного Креста во время первой мировой войны. Аналогичным образом, начиная с 40-х годов прошлого века, авторы плакатов черпали вдохновение в комиксах студии «Марвел» и изображали комаров как злодеев в борьбе с малярией. Как говорит профессор международной истории в Женевском институте международных исследований и исследований в области развития Давид Родоньо, образ комара был первым успешным изображением вируса в санитарно-просветительской кампании.

«Как это ни удивительно, так было гораздо проще для тех, кто создавал плакаты в то время, поскольку они ориентировались на две-три культуры (…); целевой аудиторией были люди с определенным эстетическим бэкграундом, который было легко понять, и поэтому визуальная подача действовала так, что достигала своей целевой аудитории», поясняет профессор Родоньо. Сегодня перед нами стоит новая проблема: как обеспечить коммуникации в глобализированном мире с его многочисленными культурами?

Коммуникационный кризис, с которым сегодня столкнулись ВОЗ и другие учреждения, является частью этой проблемы. Среди прочего они должны решать задачу выбора между универсальной и целевой кампаниями. Оба подхода имеют свои сложности и подвергаются критике, и, похоже, до решения этой проблемы нам еще далеко.
 

Royal Society for the Prevention of Accidents, date unknown UK.jpg USA, 1930s.jpg USA, 1940s.jpg WWII Malaria educational poster @USNatArchives.jpg



Место художников в совренменном мире

Столкнувшись с глобальной эпидемией Covid-19, человечество в ответ поступило так, как поступало всегда, начиная с эпохи доисторических пещерных рисунков: стало объяснять смысл мира, рисуя его, но проявляя при этом повышенное осознание актуальности проблемы. Художники по всему миру начали создавать и публиковать рисунки и карикатуры, которые получили широкое распространение как эффективный способ помочь людям принять новые условия жизни.

Не дожидаясь заказов со стороны учреждений здравоохранения, креативщики также создают новые образы в помощь рекомендациям ВОЗ. Инфографика, выполненная Гарри Сивенсом для «Вашингтон Пост», поясняющая пути распространения вируса, получила наибольшее количество просмотров за всю историю существования газеты. Аналогичным образом, спичечные человечки, созданные художниками Хуаном Дельканом и Валентиной Изагирре, широко использовались для пояснения принципов социальной дистанции, равно как и график «выхода на плато», впервые предложенный в статье Центра по борьбе с заболеваниями в 2007 году. Все эти новые образы теперь столь хорошо известны, что их цитируют, креативно толкуют и используют по-новому, чтобы передать сложные идеи одним простым образом.

В то же время были выдвинуты многие программы по содействию развития дизайна плакатов. В рамках программы открытых источников «Оставайся в здравом уме – оставайся в безопасности» (Stay Sane-Stay Safe”) художникам со всего света было предложено создать плакаты, которые свободно мог бы напечатать любой. В настоящий момент в программе участвуют 77 стран, и разнообразие культур позволяет донести до целевой аудитории одну и ту же идею различными путями. Кроме того, ранее в этом месяце ООН выступила с призывом к креативщикам всего мира помочь «воплотить важнейшие идеи общественного здравоохранения в проекты, в которых будут участвовать и через которые будут получать информацию люди различных культур, языков, общин и платформ». Таких программ и на глобальном и на региональном уровне становится все больше. Они требуют углубления и могут стать решением проблемы в рамках кампаний общественного здравоохранения.

Поскольку художники умеют изображать мир с помощью универсальных образов, передавать очень сложные идеи на одной странице, не прибегая к использованию слов, они могут сыграть сегодня важную роль, как они это сделали совсем недавно, когда мир пытался победить полиомиелит. Как сказал Генеральный секретарь ООН Антонио Гутерес, «креативность решения должна соответствовать уникальности кризиса». Возможно, настало время черпать вдохновение в прошлом, чтобы создать новое решение.


> Ознакомиться с нашей обширной коллекцией плакатов вы можете здесь.