Уважаемые клиенты! Посещение Бумажной Лавки и проход на территорию бизнес-центра возможны только в маске. Также напоминаем вам о необходимости соблюдать дистанцию.

Новости Antalis

Наука созидания

Наука созидания

2020/10/22

В 1926 году психолог Грэм Уоллес прославился тем, что разделил процесс созидания на четыре основных стадии: подготовку, инкубацию, озарение и проверку. Эти стадии соответствуют различным этапам творчества, которые каждый студент-дизайнер изучает в школе, и тем этапам, которые проходит большинство дизайнеров и коммуникационных агентств, когда им предстоит решать новую задачу. Как же именно они работают?
 

Creativity
 

Творческий подход: уникальный способ решения проблем

Как правило, под креативностью подразумевается способность генерировать идеи, одновременно новаторские и полезные. Но что действительно завораживает в творческом процессе, это его способность принимать множество форм и адаптироваться к требующей решения задаче – будь то научное исследование, художественный эксперимент или обычная бытовая проблема. С одной стороны, дизайн должен отвечать ряду ограничений. С другой - он является «открытым» процессом: на вопрос о том, какой стиль придумать для бренда, существует столько же ответов, сколько и людей, стремящихся решить эту задачу.

image1.png
 @printmakingmoneygang, логотип Apple, музей Хокусай-Сумида,
Токио, дизайн Кацуйо Седжима.


Чтобы рассмотреть этапы творческого процесса, представим себе графического дизайнера, которому поручили придумать фирменный стиль компании. Исследования когнитивных процессов показали важность подготовительной - исследовательской - стадии творческого дизайна1. Если вкратце, чем больше исследований проводится по заданному вопросу, тем больше вероятность того, что для него найдётся творческое решение. Таким образом, наш графический дизайнер на подготовительной стадии составит чёткую карту потребностей своего клиента и соберёт как можно больше данных об истории компании, схожих брендах, визуальных элементах, чтобы насытить свой мозг информацией.

image2.png

 Рис. 1 Этапы творческого процесса по версии Грэма Уоллеса:

ПОДГОТОВКА: сознательные исследовательские подготовительные работы

ИНКУБАЦИЯ: сознательные и бессознательные манипуляции с проблемой

ТВОРЧЕСКАЯ ИСКРА

ОЗАРЕНИЕ: момент "эврики"

ПРОВЕРКА: осознанная оценка найденного решения


После того, как мозг наполнился информацией, приходит время для стадий инкубации и озарения - момента, когда элементы объединяются в единое целое и воплощаются в жизнь новые идеи, когда, собственно, и происходит созидание. Затем следует стадия проверки, когда идеи сознательно оцениваются, чтобы убедиться, что они действительно эффективны.

Наш графический дизайнер имел возможность влиять на стадии подготовки и проверки, поскольку они выполняются сознательно. Однако сложно понять, как мы переходим от фазы инкубации к фазе озарения, как происходит тот самый великий момент «эврики». Разобраться во всех тонкостях процесса появления интуитивной искры бывает не просто. Вот тут нам и пригодятся последние исследования в области нейронауки.


За всё в ответе нейронные связи...

Нейронаука утверждает, что наши творческие способности в значительной степени зависят от той части нашего мозга, которая называется "сеть пассивного режима работы мозга" (это набор областей, распределенных по разным частям мозга, активных во время состояния бездействия или фантазирования). Поэтому так важно дать нашему созидателю достаточно времени и тишины, чтобы войти в подобное состояние и запустить творческий процесс. Однако, вопреки тому, что мы себе представляли, такое состояние фантазирования далеко не так пассивно

И в самом деле, недавние исследования2 sпоказывают, что творческий процесс также включает в себя «сеть когнитивного контроля» - еще одну область мозга, связанную с когнитивным контролем и оценочными суждениями. Обычно эти две части мозга функционируют, не пересекаясь, но, когда они задействованы в творческом мышлении, они становятся взаимосвязаны поистине уникальным образом. По мере своего зарождения идеи постоянно оцениваются и переосмысливаются сквозь призму взаимосвязи между сетью пассивного режима и сетью когнитивного контроля

image3.jpg
 

Рис. 2 Творческий процесс:

Идея отправлена на оценку

СЕТЬ ПАССИВНОГО РЕЖИМА: генерация идеи

Идея отправлена для доработки

СЕТЬ КОГНИТИВНОГО КОНТРОЛЯ: оценка идеи


Исследования также показывают прямую корреляцию между интенсивностью таких связей и способностью к творчеству - настолько сильную, что можно правильно предсказать креативные способности испытуемого с помощью нейровизуализации

К счастью, пластичность нашего мозга способна помочь нам создавать и укреплять такие связи. Для измерения творческих способностей нейробиологи использовали стандартный тест, так называемый «тест на дивергентное мышление»: испытуемых просили рассмотреть объект (например, зонтик) и придумать для него альтернативные функции. Ответы могли варьироваться от слегка отходящих от оригинала (например, защита от солнца) до сильно отличающихся (например, использовать зонт в качестве паруса для скейтборда). В исследовании, опубликованном профессором Андреасом Финком, 53-х испытуемых попросили практиковаться в дивергентном мышлении по 30 минут в день на протяжении двух недель. В результате области мозга испытуемых, «натренированных» мыслить творчески, во время теста работали более эффективно, чем у «нетренированных» испытуемых.

Получается, что чем больше мы занимаемся творческой деятельностью, тем более креативными мы становимся. Это применимо даже к самым простым задачам. В 2015 году одна компания по подбору персонала опубликовала исследование, показывающее, что людям, использующим браузер, установленный на их компьютере по умолчанию (Safari или Internet Explorer), с меньшей вероятностью удавалось удержаться на своей работе, чем тем, кто установил себе новые веб-браузеры , такие как Firefox или Chrome3. Здесь дело не в браузере, который выбирался для использования, а в готовности потратить время на то, чтобы изучить возможные варианты и выбрать путь, отличный от предложенного.

image4.jpg
 

От искусства к маркетингу, бумага как вектор творчества: арт-инсталляция для Biennale Kortrijk @interieur_be, канцелярские товары с Keaykolour от @bureaudesign, художественное оформление с рисунком @maudvantours и @charleshelleu для skpmagazine. 

Ещё один полезный приём для работы с мозгом: гиппокамп, часть сети пассивного режима работы мозга - место, где мы можем воспроизводить наши воспоминания, представлять себе будущее, участок мозга, активно задействованный им, когда мы время вовлечены в творческий процесс. Исследования показывают, что эта область мозга, поддерживающая созидание, также поддерживает память, и что максимально подробное запоминание события или места позволит временно увеличить количество идей, генерируемых в творческом процессе.

... и наше окружение

Вернемся к нашему графическому дизайнеру: теперь он знает - чтобы проявить креативность в порученном ему проекте, он может произвести определенные действия: серьёзно поработать над концепцией, дать себе немного времени на генерацию идей, а затем сфокусироваться на том, чтобы эти идеи проанализировать. Также ему необходимо ежедневно проявлять свои творческие способности в других областях. Но что насчёт его рабочей среды? Когда нейробиолога Анну Эйбрахам спросили о творческом процессе, она сказала: «Очевидно, что запуск творческого режима - в отличие от нетворческого – во многом зависит от окружения».

Различные исследования показали важность нашего окружения в определении, насколько творчески мы подходим к своей работе. Хотя идея гения-одиночки весьма популярна, становится очевидным, что знакомство с идеями других людей само по себе является отличным стимулом для созидания (мозговой штурм, наконец-то, приобрел репутацию в научных кругах).

Как и в случае с колебаниями между состоянием фантазирования и состоянием анализа, для созидания нам необходимо уравновешивать моменты размышлений с моментами, когда мы получаем как можно больше информации


Кроме того, исследования показывают - совместная работа людей из разных сфер деятельности повышает общий творческий потенциал команды. Поэтому в идеале наш графический дизайнер должен искать работу там, где он смог бы поделиться своими знаниями с профессионалами из разных областей. А что насчёт размера его команды

image5.png
 

Задолго до того, как исследования доказали преимущества коллективного творчества, художники из разных областей искусства работали над совместными проектами и создавали великие произведения: "Магнитные поля", июнь 1919 г. (с) Андре Бретон и Филипп Супо, "Покрытые тканью нефтяные бочки" (с) Христо и Жанна-Клод

Ученые утверждают, что размер команды может стать ключевым фактором. В рамках недавнего академического исследования4 было проанализировало 65 миллионов статей, патентов и программных продуктов за период 1954-2014 гг., и выяснилось, что на протяжении всего этого периода небольшие команды, как правило, предлагали новые идеи и возможности вопреки устоявшемуся течению научно-технического прогресса, тогда как большие, более специализированные команды имели тенденцию развивать уже существующие идеи. Отсюда можно сделать вывод, что для развития творчества оптимальной может быть небольшая смешанная команда.
 
Хотя научные исследования о том, как пробудить творческие способности, только начались, важно помнить, что созидание - это не столько дар, сколько навык, который вполне можно практиковать и развивать с помощью правильных инструментов, окружения и силы воли. Каждая мелочь может стать здесь подспорьем - будь то придумывание новых способов использования зонтика, учёба игре на музыкальном инструменте или конструирование новых вещей из картонной коробки, попавшейся под руку. Также это подразумевает умение выслушивать других и не сдерживать себя в проявлениях любопытства, но, в конце концов, всё будет зависеть только от нас. Как писал венгерский писатель Артур Кёстлер: «Творческая деятельность - это вид учебного процесса, в котором учитель и ученик едины».
 

1 Атман Си.Джей., Чимка Джей.Ар., Бурсик K.M., Нахтманн Х.Л.. "Сравнение проектно-конструкторских процессов у первокурсников и старшекурсников"

2 Роджер Э. Бити, доктор философии. "Творческий мозг"

https://www.theatlantic.com/business/archive/2015/03/people-who-use-firefox-or-chrome-are-better-employees/387781/

4 Крупные команды развивают то, что уже достигнуто научно-техническим прогрессом, а небольшие работают вопреки его устоявшемуся ходу

 

paperman