Офис и Бумажная Лавка в Москве будут закрыты в период с 28.10 по 07.11, Бумажная Лавка в Санкт-Петербурге не будет работать с 01.11 по 07.11. Склад работает в обычном режиме, за исключением праздничных дней. Менеджеры будут доступны по телефону, электронной почте и в мессенджерах.

Новости Antalis

Dieter Rams

Дитер Рамс и его влиятельные идеи

2020/07/08

Работы Дитера Рамса не имеют временных рамок: прежде всего потому, что он сам именно этого и хотел. Наследие промышленного дизайнера, которое до сих пор живо в современном мире дизайна, не ограничивается созданными им проектами. Его видение дизайна подчеркивает ответственность дизайнеров в целом, а также противопоставляет хороший дизайн плохому. Хотя свои десять принципов качественного дизайна он написал более 40 лет назад, они и сегодня могли бы служить планом продуманного и всестороннего подхода к эко-концепции.

Дизайн на долгие годы

Внук плотника Дитер Рамс родился в городе Висбадене недалеко от Франкфурта в 1932 году. По окончании войны в 1947 году, будучи подростком, он начал изучать архитектуру и дизайн интерьера, а его учителями были дизайнеры, которые твёрдо верили, что дизайн играет важную роль в совершенствовании мира. Это чувство ответственности в творчестве дизайнера является одной из неизменных черт работ Рамса - наряду с его постоянной борьбой с принципом «запланированного устаревания»»[1]

«Учителя Дитера Рамса принадлежали к движению Баухауса. Его первым коллегой в компании Braun был Ханс Гугелот, известный представитель Ульмской школы дизайна. В результате он довольно рано попал под влияние функционализма - стиля, которому присущи модульные конструкции и простые линии, и в котором функция равна по значению форме»,  - поясняет Сесилия Шоль, аукционист и специалист по дизайну 20-го столетия. - «Взять, например, его проигрыватель TP1 1959 года выпуска. Его основные функции (в данном случае – воспроизведение музыки и портативность) со временем не изменяются. Целью Рамса было сделать дизайн максимально свободным от всего лишнего, чтобы пользователь не уставал от него. Добиться совершенства продукта применительно к его функции».
 

По мнению Дитера Рамса, продукт может служить долго, только если долго живёт его дизайн, а решения полностью соответствуют своей цели. И область применения этого принципа гораздо шире, чем товарный дизайн. Каковы затраты - финансовые и экологические - на создание нового графического образа? Нового дизайна офиса? Новой упаковки уже существующего продукта? Как пояснял сам Рамс, идея не в том, чтобы создать вечный продукт, а в том, чтобы продукт не имел временных рамок, чтобы его дизайн был совершенен и позволял вносить улучшения без периодически возникающей необходимости воссоздавать всё с нуля. Это предполагает определенный подход к дизайну, в центре которого некая постоянная величина, которая сохранится с течением времени, в данном случае — функция продукта. В брендинге это можно сравнить с ДНК бренда.


[1] «Запланированное устаревание» - создание продукции, которая морально устаревает прежде, чем выходит из строя (прим. переводчика).
 

Radio   vynil.jpg     Calculator
           

Д.Рамс Портативный транзисторный радиоприемник и фонограф TP 1, 1959, MoMA © Музей современного искусства, Нью-Йорк/Скала, Флоренция

 

Д.Рамс и Х.Гугелот для Braun, Радио-фонограф SK4/10, 1956, MoMA © Музей современного искусства, Нью-Йорк/Скала, Флоренция

   

Д.Рамс и Д.Лубс для Braun, Калькулятор ET 66, 1987, V&A Museum © Музей Виктории и Альберта


Меньше, но лучше

В своих работах Рамс опирается на принцип точности, удаляя из продукта всё лишнее - всё, что может выйти из моды. Никаких логотипов бренда на передней панели, никаких ненужных кнопок или деталей. На протяжении 40 лет пребывания в должности главного дизайнера компании «Braun» Дитер Рамс продолжал работать с тем же минимализмом, философию которого он обобщил тремя словами: «Меньше, но лучше».

Изучая работы Рамса, мы видим, что предложенные им решения настолько совершенны и универсальны, что мы почти забываем, что они стали результатом многолетних исследований. Идёт ли речь о сетчатом расположении отверстий, просверленных в металлической крышке динамика или уникальной круглой ручке настройки на радиоприёмнике, работы Дитера Рамса десятилетиями оказывали влияние на дизайнеров, а его идеи органично вписывались в творения других авторов.

Пожалуй, наилучшим примером влияния, оказанного Рамсом на современных дизайнеров, является Джони Айв, который почти 30 лет проработал ведущим дизайнером компании Apple. Что поражает в первую очередь - это количество деталей из работ Рамса, которые можно найти повсюду в дизайнерских проектах Айва (схожести, широко задокументированные в Интернете). Однако наибольшее прямое влияние на британского дизайнера оказало, среди прочего, стремление Рамса создавать интуитивно понятные для пользователя продукты, и именно этот принцип лежит в основе большинства продуктов Apple. В этом же принципе, возможно, и заключается одна из наиболее сильных сторон идей Рамса: если свести всё к минимуму, нам будет проще понять продукт и использовать его. Ресурсов меньше, а результат выше.

В 2013 году французский дизайнер Сильвен Бойер начал кампанию под названием «Экобрендинг». Идея была проста: уменьшить количество чернил, используемых в логотипе, сохраняя его визуальное воздействие. На первый взгляд, экономия невелика, но для таких брендов, как McDonald's или Starbucks, небольшое изменение логотипа имело бы огромное значение, учитывая, что ежегодно логотип печатается на миллионах стаканчиков, коробок и рекламных листовок.

Изучение работ Рамса позволяет нам усовершенствовать эту идею и продвинуть её на шаг вперед. Для немецкого дизайнера дизайн может иметь большее воздействие не вопреки, а благодаря тому, что он был сокращён до абсолютного минимума. Возможно, настало время начать более тщательно подбирать слова, которые мы планируем напечатать, избавляться от элементов, размывающих передаваемую нами идею, и позволить словам иметь то воздействие, на которое они способны.


“Хороший дизайн имеет эстетическое значение”

Наото Фукасава, рассказывая о Рамсе и о воздействии, которое он оказал на него как на дизайнера, рассказал о портативном радиоприемнике Braun Pocket Radio T3: «Нет ничего более законченного (...) Если говорить об эстетике, всё, чего вы хотите добиться как дизайнер, там присутствует». И важно не забывать о значении эстетики в творчестве Дитера Рамса, которая, конечно же, оказала влияние на Фукасаву в его работе над брендом «Muji».
 
CD     Pocket radio     jony-ive.jpg
             

Наото Фукасава для Muji, CD-плеер, 1999, © Музей Виктории и Альберта

   

Д.Рамс для Braun, Портативное радио T3, 1958, MoMA © Музей современного искусства, Нью-Йорк/Скала, Флоренция

   

Джони Айв для Apple, Ipod, 2001, MoMA © Музей современного искусства, Нью-Йорк/Скала, Флоренция

Предметы в значительной степени формируют наше личное пространство и наше восприятие благополучия. И когда каждая деталь может оказывать свое воздействие, внимание к деталям и точность в обращении с ними в производственном процессе приобретают первостепенное значение. Исследования воздействия различных материалов на наше поведение свидетельствуют о важности выбора материалов, ощущений, которые они создают, когда наши пальцы касаются их.

Рамс однажды сказал: «От мира, который можно воспринимать с помощью ощущений, исходит аура, неподдающаяся, как я считаю, преобразованию в цифровую форму». Материалы имеют воздействие на наши ощущения, равно как и форма, в которую они воплощены. При хорошем дизайне это воздействие может нести в себе идейный посыл.

Представьте себе, что вы хотите донести до кого-то определённую идею, используя лист бумаги. Представьте себе, что бумагу тщательно отбирали, и что этот лист бумаги был выбран благодаря тактильным ощущениям и цвету, и что он может сам выразить часть этой идеи. А теперь представьте себе, насколько меньше вам теперь нужно сказать, чтобы фактически передать эту идею. Меньше, но лучше.

 


 

paperman