Уважаемые клиенты! Посещение Бумажной Лавки и проход на территорию бизнес-центра возможны только в маске. Также напоминаем вам о необходимости соблюдать дистанцию.

Новости Antalis

Influence of touch

Тактильная память

2020/07/28

Возможно, вы этого не осознаете, но ваш мозг всю вашу жизнь фиксирует и заносит в память вес, форму и восприятие на ощупь всего, к чему вы прикасаетесь. Это называется тактильной памятью, и именно поэтому ваши мышцы точно знают, какую силу нужно приложить, чтобы взять бутылку воды, как только вы ее увидите. В тактильной памяти удивительно еще и то, что все эти знания хранятся в вашем мозге, переплетаясь с другими сенсорными и эмоциональными воспоминаниями, независимо от того, осознаете вы это или нет.
 

Timeless creative


В своей статье об опыте обращения с книгами и их чтения Чарльз Спенс, профессор экспериментальной психологии Оксфордского университета, упоминает «превосходство мультисенсорной кодировки памяти над односенсорной». Говоря простым языком, мы лучше запомним информацию, которая поступает сразу от нескольких органов чувств. Профессор Спенс также делится результатами исследований, показывающих, что мы, как правило, запоминаем посыл печатной книги лучше, чем цифрового издания, поскольку в процесс её чтения вовлечены все наши органы чувств.

penone_370x229.jpg   Atelier Felt
     

GIUSEPPE PENONE, PELLE DEL MONTE 2012, ©PENONE

 

BUSINESS CARDS FOR ATELIER FELT ON CURIOUS MATTER

Поскольку мы лучше запоминаем идею, изложенную на бумаге, и при этом задействуется сенсорная память, вполне логично сделать вывод, что приятная текстура оставит в памяти приятное впечатление о прочитанном. Текстура и тактильные ощущения от бумаги, выбираемой для печати, играют огромную роль. Как объясняет лингвист Наоми Барон: «Внешний вид и запах, несомненно, имеют значение при чтении, но восприятие на ощупь вполне может считаться самым важным».


На каждую текстуру своя реакция

Были проведены исследования о том, как влияют на человека основные качества бумаги, влияющие на её тактильное восприятие: плотность, мягкость (либо её отсутствие), текстура и пр. Ниже представлен краткий обзор полученных к настоящему моменту результатов:

> Исследования восприятия качества показали, что «ощущение веса, когда мы берём в руки что-то тяжёлое, обычно подсказывает нам, что мы держим нечто качественное и дорогое» (Чарльз Спенс). Так, например, когда посетителям ресторана давали «тяжёлое» меню, они были склонны считать, что еда в нем лучшего качества, чем в «лёгком» меню» 1.
 
> Как свидетельствуют некоторые исследования, фактуры бумаги, которые субъективно воспринимаются как более мягкие, предпочтительнее тех, которые кажутся более жесткими 2.
 
The White Review Art Anthology Olin paper    > Аналогично, текстуры с большим коэффициентом трения (вспомните пищевую пленку) скорее всего, не понравятся 3.
 
> Если реклама напечатана на бумаге премиум-класса, это помогает воспринимать ее как особенную и эксклюзивную 4.
 
> Текстуры, которые на ощупь кажутся «натуральными», аналогичными встречающимся в природе, дополнительно вызывают позитивную реакцию 5.
     

THE WHITE REVIEW ART ANTHOLOGY,
PRINTED ON OLIN PAPER

   


Когда то, к чему мы прикасаемся, меняет то, что мы думаем

Эта идея «натуральности», по сути, связана с понятием «переноса ощущений». По словам профессора Спенса, «“перенос ощущений” означает наблюдаемый эффект того, когда (сознательно или подсознательно) ожидания или ощущения потребителей в отношении (...) упаковки продукта переносятся на их оценку самого (продукта)».
 

Texture    В случае печатной коммуникации текстура бумаги влияет на то, как мы воспринимаем смысловое содержание книги. Она также может повлиять и на наше восприятие бренда или продукта. К слову о натуральности - матовая или шероховатая бумага может ассоциироваться с натуральностью продукта, а значит и с натуральностью бренда (вспомните этикетки на винах, продуктах питания или косметических средствах).
 


С другой стороны, гладкая глянцевая поверхность может ассоциироваться с тем, что продукт создан человеком, и больше подойдет для достижений современной науки и техники.

Но пришло время рассмотреть еще один интересный фактор. Это концепция согласованности или несогласованности. Суть в том, что необязательно придерживаться стиля своего бренда. Согласно одному из исследований, если ваш бренд воспринимается как инновационный, вам даже может пойти на пользу, если вы будете транслировать прямо противоположный посыл (хотя это не относится к компаниям, которые воспринимаются как традиционные).

The Fat Duck, один из самых инновационных ресторанов в Великобритании в 2000-х годах, был в числе первых, кто использовал для изготовления обложек бумагу, на ощупь похожую на кожу. Когда вы видите обычную бумагу, ваша тактильная память уже заранее догадывается о том, какова эта обложка на ощупь. Представьте своё удивление, когда вы почувствуете, что на ощупь это не бумага, а кожа.

Если соответствующая вашему бренду текстура помогает подчеркнуть ваш посыл, то несоответствующая станет важным средством, которое поможет сделать так, чтобы ваш посыл запомнили.

Исследования влияния текстуры находятся лишь на начальном этапе по сравнению с изучением влияния цвета, запаха и т.д. Но даже и с этой толикой информации мы уже можем начать экспериментировать. Вспомните «Книгу коктейлей Aviary», где разделы выполнены на бумаге разных типов. Вместе с профессором Спенсом мы пришли к выводу: «В книге могут быть использованы разные виды бумаги для выделения каждого из её разделов. Бумага может отличаться как на вид, так и на ощупь», добавляя чувственную составляющую вашему посылу, который наверняка запомнится.

По мере развития нейронауки и поведенческой науки в области многосенсорного восприятия инновационные компании и стартапы заново открывают для себя силу воздействия тактильных ощущений и текстуры. Пришло время экспериментировать по-новому, ибо завтрашний мир, несомненно, станет миром сенсорного восприятия.

 

1 Shitsukan — the Multisensory Perception of Quality, Charles Spence (Шицукан – Мультисенсорное восприятие качества, Чарльз Спенс)

2 Textures that we like to touch: An experimental study of aesthetic preferences for tactile stimuli, Etsi, Gallace, Spence (Текстуры, приятные на ощупь: Экспериментальное исследование эстетических предпочтений тактильных стимулов, Этси, Галлас, Спенс.)

3 Textures that we like to touch: An experimental study of aesthetic preferences for tactile stimuli, Etsi, Gallace, Spence (Текстуры, приятные на ощупь: Экспериментальное исследование эстетических предпочтений тактильных стимулов, Этси, Галлас, Спенс.)

4 Haptic Sensation and Consumer Behaviour: The Influence of Tactile, Racat, Capelli (Тактильные ощущения и потребительское поведение: влияние тактильных ощущений, Ракат, Капелли.)

5 Shitsukan — the Multisensory Perception of Quality, Charles Spence (Шицукан – Мультисенсорное восприятие качества, Чарльз Спенс)