Новости Antalis

The anatomy of creativity

Antalis и The Brand Identity - Часть вторая: Существуют ли критерии у полезных идей?

2021/08/03

«Анатомия созидания» является партнерской программой студии «The Brand Identity» и бренда «Creative Power» компании «Antalis», в рамках которой в серии из трех статей мы рассматриваем и обсуждаем характерные компоненты созидания.

The anatomy of creativity 2

Что можно считать критериями творческого предвидения? Что для него необходимо, а что ему мешает? Мы побеседовали со множеством выдающихся личностей, чтобы узнать их мнение о том, что нужно для генерации полезных идей - банально окружить себя объектами дизайна для вдохновения, или же использовать существующие инструменты, которые сыграют решающую роль?

Принято считать, что представители творческих профессий добиваются наилучших результатов в коллективе благодаря поддержке, возможности отвлечься, а также командному духу и мотивации, которые даёт им общество единомышленников. Такого взгляда придерживается и нью-йоркская дизайн-студия «Porto Rocha» во главе с партнерами Лео Порто и Фелипе Роча, которые говорят, что, в конечном итоге, всё, что они создают, является плодом совместных усилий: «Мы верим в откровенный и открытый для критики диалог между нами и нашей командой», в процессе которого «озвучиваются различные точки зрения, происходит подхват и столкновение идей, и в результате мы быстрее приходим к неожиданным решениям».

Неудивительно, что по другую сторону океана придерживаются схожего мнения - как, к примеру, в лондонском клубе «Adapt», занимающемся вопросами климата. Во главе клуба, как и в случае с «Porto Rocha», стоят два партнера - Ричард Эштон и Джози Такер. «В «Adapt
» мы почти всегда работаем сообща, - поясняют они, - а когда вопросы решаются индивидуально, мы поддерживаем друг с другом постоянную обратную связь». Успех такого рода деловых отношений заключается в том, что они обеспечивают им комфортные условия и взаимопомощь, а работа при этом продвигается быстрее.

Еще одна звёздная пара дизайнеров - Наоми Кольстерен и Винсент Ринц - руководит расположенной в Антверпене дизайн-студией «Vrints-Kolsteren». Как говорит Кольстерен, совместный характер работы «не означает, что мы всегда одновременно заняты одним и тем же проектом. Но мы много общаемся и постоянно помогаем друг другу советами». Кольстерен также отмечает, что из-за ситуации с COVID-19 большую часть 2020 года они обходились без стажёров, которые обычно предлагают неизбитые точки зрения. «Всегда интересно, когда каждые несколько месяцев в студии начинает дуть свежий ветер... он приносит новые идеи».

«Всегда интересно, когда каждые несколько месяцев в студии начинает дуть свежий ветер... он приносит новые идеи»

«Совместная работа - это не только более качественные идеи и результаты, но и потрясающая поддержка, а также быстрота, с которой удается решать проблемы", - рассказывает Рэйчел Лонг-Смит из «Narrate», уточняя, что в минуты творческого застоя всегда подоспеет помощь. «Даже если вы не согласны с чьим-то предложением, зачастую просто обсудив проблему, вы получаете возможность более четко увидеть ситуацию, прийти к собственным выводам». В этом смысле совместная работа - это решение проблем, поддержка в поиске полезных идей. «Представляя свою концепцию другим, - поясняет Марион Биссерье из лондонского дизайн-агентства «Two Times Elliott», - неважно, в устной или визуальной форме, вы одновременно проверяете её на практике». Биссерье полагает, что полезные идеи могут стать более ясными и детализированными, если посмотреть на них сквозь призму творческого взаимодействия». Личностный аспект здоровой практики в дизайне – развитие идей от «хороших до великих» – осложнился из-за ситуации с COVID-19, из-за которого творчеством приходится заниматься на удаленной основе. «Потребовалось время, чтобы приспособиться к ситуации и начать общаться с людьми по телефону вместо того, чтобы спрашивать их мнение в личной беседе, - отмечает Биссерье, - но оно того стоило, и в конечном итоге мы добились положительных результатов в проектах».
 


 
Развивающаяся визуальная система идентификации бренда, разработанная Ринц-Кольстерен для мероприятия Antwerp Art Weekend  -

В этом и заключается чудо творческой индустрии и сама суть творческого процесса - ощущение причастности к сообществу. Технически процесс дизайна возможен и в полной изоляции - как многие и были вынуждены поступить в 2020 году - с участием только одного действующего лица, но вся прелесть заключается в человеческом общении. Практически со времён неандертальцев в основе наших инстинктов лежат чувства созидания и принадлежности к сообществу, ещё более усиливаемые друг другом.




Логотип, разработанный «Never Now» для магазина товаров для дома «Pan After»

При этом можно возразить, что совместная работа не всегда является характерной чертой «полезных идей». «Я работал один почти 15 лет», - рассказывает Тристан Чеддиа о периоде времени до того, как к нему в студии присоединился ставший его другом дизайнер Рик Милованович. Как говорит основатель мельбурнской дизайнерской конторы «Never Now»,  «я никогда до этого не работал в студиях и не сотрудничал с другими графическими дизайнерами», добавляя: «мне потребовалось очень много времени, чтобы найти того, с кем мне было бы комфортно работать». Вместо этого Чеддиа черпал вдохновение извне, используя «менее определенный и менее очевидный процесс принятия решений, который я находил в окружающем мире». Хотя он также окружает себя красивыми вещами в своей студии, объясняя это так: «Меня интересует то, что происходит за пределами сознания дизайнера, в естественных условиях, возникающее, по-видимому, «из необходимости».


Используя в своей работе артефакты из внешнего мира, Ринц и Кольстерен отмечают неизбежность возникновения полезных идей, произрастающих из «красивых вещей», объясняя при этом, что такие вещи не обязательно должны быть «особенными» - на самом деле это далеко не всегда так. Они «могут быть очень обычными или ординарными, - вспоминает Кольстерен, - за прошедшие годы мы собрали вокруг себя много вещей, которые нам интересны», отмечая, что их коллекция - это не тщательно отобранные работы известных дизайнеров, а напротив, признание достоинств вещей, не бросающихся в глаза и незаметных. Примечательно, что многие из собранных ими предметов стали результатом совместного творчества, сотрудничества с художниками, желания запечатлеть в памяти отдельные результаты работы. «Упомянутые художники - это в основном друзья, только начинающие свою карьеру, - делится Кольстерен, - их творчество стало важной частью нашей жизни и как бы развивается вместе с нами».
 
 
  Лондонский клуб «Adapt»- творческая организация, занимающаяся вопросами климата


Дизайнеры – это, как правило, не просто коллекционеры, а хранители. Они часто склоняются к так называемой «медленной моде», собирая вещи, обладающие историей, или раритеты. Возможно, это объясняется необходимостью осмысливания, глубоко укоренившейся в подсознании при получении дизайнерского образования, может быть, это чувство обладания чем-то редким, или, может быть, это элементы конкретизации, концептуализации и осмысливания, перенесенные из дизайнерского процесса в реальность. При этом, конечно, присутствуют нюансы и крайности.


«Понятие плохого дизайна важнее для творческого процесса, чем окружение себя образчиками хорошего дизайна»
 

Противореча самопровозглашенным «барахольщикам» из «Adapt», Лонг-Смит вспоминает: «Хотя я и люблю окружать себя вещами, которые я могла бы назвать образчиками хорошего дизайна, на самом деле я не чувствую, что такие вещи повышают эффективность творческого процесса», и находит вдохновение в подходе, более схожем с образом мышления Чеддиа. «Я верю, что творчество уходит корнями в более глубокое вдохновение, которое, в моём случае, происходит от поглощения всего, что меня окружает», включая свой собственный опыт и ранее проведенный сбор информации. В этом контексте, плохой дизайн и плохие идеи также имеют значение. «Я действительно считаю, что понимать, что такое плохой дизайн, важнее для творческого процесса,  чем окружать себя образчиками хорошего дизайна», - подытоживает Лонг-Смит, добавляя: «Исходя из моего собственного опыта, разочарование от плохого результата обычно вдохновляет меня быть более креативной и стремиться улучшить его».

 
Печатные материалы от «Narrate», разработанные для издания «Ломаем стереотипы»


В этом, возможно, и заключается основная проблема творческого сообщества в целом - боязнь неудач и неоднозначное толкование ошибок. Возможно, это связано с анонимностью и темпами развития социальных сетей, а также с необходимостью размещения дизайна в соцсетях, которую диктует индустрия дизайна. Это создает идеальные условия для конструктивной критики, а не разгромных рецензий. Как предполагает Лонг-Смит, именно благодаря ошибкам и извлеченным из них урокам можно не только улучшить свою работу, но и раздвинуть границы современного дизайна, просто задавая вопрос «почему?». Биссерье вторит ей, обращая внимание на скрытое напряжение, скрывающееся за ожиданиями в дизайне, на фрустрацию, вызванную не невозможностью генерировать идеи, а скорее неспособностью сразу придумать что-то божественное. «Традиционно наш успех на дизайнерской ниве измерялся и по-прежнему измеряется нашими результатами, - поясняет Биссерье, - это конкретная мерка, действие которой на сегодняшний день стало мгновенным благодаря растущему значению социальных сетей в индустрии дизайна».


«Porto Rocha» задаются вопросом, какие преимущества дают им все находящиеся в их распоряжении технологии. «Как и у большинства графических дизайнеров, наша работа почти полностью происходит в цифровой плоскости», - говорят они, добавляя, что технологии, естественно, являются фундаментальным аспектом повседневной жизни. «Технологии помогают нам организовывать, оптимизировать, производить сбор информации и реализовывать наши идеи», - подчеркивают они, в результате чего работа становится «более быстрой, точной, более осмысленной и более эффективной». Тем не менее, спрашивают они, делает ли это нас «более креативными?». «Porto Rocha» считают, что креативность сложно измерить, и объясняют это тем, что «с одной стороны, новые инструменты и технологии позволяют нам создавать вещи, которые были невозможны в прошлом», а с другой - инструмент остается всего лишь инструментом... «От нас зависит, проявим ли мы творческий подход к нему», - добавляют они, уточняя: «Что любопытно, креативность - это одна из черт, которые однозначно определяют в нас принадлежность к человеческому виду», поскольку она является промежуточным фактором между человеческим и искусственным интеллектом. «Любой инструмент, являющийся продолжением руки или разума и повышающий продуктивность, представляет ценность для дизайнера», - резюмирует Чеддиа в поддержку такого подхода к вовлечению технологий в творчество.

Для некоторых, однако, ограничения, задаваемые ручкой и листом бумаги, вкупе с взаимодействием последних с цифровыми инструментами могут стать питательной средой для генерации полезных идей. «Мы стараемся найти баланс и всегда выполняем работу, не требующую технологий, даже если это нужно просто для личного удовольствия», - объясняют в «Adapt». Лонг-Смит также вспоминает, что «в некоторых любимых мною проектах всё начинается с ручки и листа бумаги, а затем происходит постоянное движение от цифровых средств к аналоговым и обратно», что приносит любопытные, порой неожиданные результаты в их яркой и противоречивой взаимосвязи. Можно утверждать, что результатом таких ограничений может скорее быть рост мотивации для полезных идей, нежели потенциальное давление безграничного контента.
 

«Я считаю, что использование цифрового программного обеспечения на слишком ранних этапах может искажать мой мыслительный процесс»


«Я считаю, что использование цифрового программного обеспечения на слишком ранних этапах может искажать мой мыслительный процесс, отвлекая меня от генерации идей», - заявляет Биссерье, утверждая, что, пользуясь этим подходом, она часто испытывает искушение сосредоточиться на создании чего-то идеального, что «может показаться крутым, - добавляет она, - но не ведь не это является приоритетом на ранних стадиях». Обычно она пытается сгенерировать свою первую «полезную идею» перед тем, как перенести её на экран для дальнейшей детализации. Биссерье ставит под вопрос это замечание Лонг-Смит и говорит: «я в равной степени считаю, что огромное количество возможностей, предоставляемых цифровыми инструментами, также способно и преумножить ваши идеи, произведя ещё большее количество идей». «Мне недостаточно ручки и листа бумаги, - объясняет она, несмотря на то, что они играют важную роль в творческом процессе, включающем первоначальные наброски, записи и заметки. «Наличие доступа к технологиям и инструментам означает безграничность информации и возможностей», - заявляет Лонг-Смит, а результаты этого могут мотивировать к плодотворной беседе и способствовать развитию современного дизайна.


 

Упаковка в стиле Уэст-Энда, разработанная «Two Times Elliott» для унисекс-дезодоранта AKT


 

Создание нового имиджа национального музея Бразилии, «Porto Rocha»


В контексте бесконечности информации в мире информационных технологий, может ли быть слишком много референсов и слишком большой объем данных для дизайна? Не удивительно, что мы порой буксуем в поисках идей, учитывая постоянную бомбардировку контентом, а «полезные идеи» кажутся более редкими, чем обычные беспородные «плохие идеи». Для многих творческий процесс - это просто решение проблем, а «полезные идеи» являются результатом такого решения. Если позволяет время, как поясняет «Adapt», полностью отвлекаясь от рассматриваемой проблемы, «нашему подсознанию удается решать проблемы способами, которые часто могут нас удивить».

В том же ключе можно предположить, что понятие творческого застоя, как правило, связано со сферой дизайна и также считается контрпродуктивным по отношению к процессу формирования идей. Возвращаясь к «Adapt», они предполагают, что «всякий раз, находясь в точке, в которой хочется отказаться от идеи, потому что не получается её сформулировать, оказывается, что это именно тот момент, когда нам нужно продолжать двигаться дальше», проявляя настойчивость, в результате которой естественно рождаются свежие идеи. «Мы никогда не отказываемся от идеи, - добавляют они, хотя и подтверждают необходимость перерывов, - иногда просто требуется предпринять больше усилий, чем мы изначально планировали».


Это мнение разделяет подавляющее большинство дизайнеров, полагающих, что упорство в творческом процессе является основой для генерации полезных идей. «Я прилагаю сознательные усилия, чтобы изменить свою точку зрения и смотреть в другом направлении», - делится Чеддиа, описывая моменты, когда он сталкивается с творческим кризисом. «На самом деле, так можно говорить обо всех аспектах жизни - если вам не нравится то, на что вы смотрите, - добавляет он, - оглянитесь вокруг, посмотрите, что ещё происходит». Точно так же, Кольстерен отмечает, как важно нарушать свой распорядок дня, мотивируя это тем, что «если вы постоянно находитесь в мире графического дизайна, это похоже на пребывание в туннеле», - объясняет она. «Попытайтесь проветрить голову, займитесь чем-нибудь совершенно другим», - добавляет Кольстерен, соглашаясь с призывом Лонг-Смит «отложить идею до утра». Предполагая, что результат такого действия несколько очищает мысли, Лонг-Смит объясняет, что «лучший вариант, подходящий лично мне - это приостановиться, а затем вернуться к процессу на следующее утро».

В отличие от «Adapt», Роча, вместо того, чтобы работать над проблемой, находит выход в том, чтобы отложить задачу на некоторое время, объясняя это так: «Если я нахожусь в середине творческого кризиса, я предпочитаю сделать перерыв в дизайнерской работе (даже хотя бы на 15 минут), выйти на свежий воздух, пройтись по улице, прогуляться, побегать или покататься на велосипеде». При этом Роча считает, что его разум становится намного яснее, он видит те же проблемы, с которыми сталкивался раньше, но «под другим углом».

Решение творческих проблем часто может быть вполне естественным, как в случае с Кольстерен. «Всё действительно развивается одновременно», - говорит она, - часто начиная с эстетических визуализаций, переходящих в типографические эксперименты. С такой же охотой, но менее визуально, Лонг-Смит склонна начинать работу со сбора информации - она читает и пишет о том, что кажется текущей проблемой. «Мне нужно действительно понять проблему, стратегически подойти к решениям, прежде чем приниматься за какую-либо визуальную работу, - подчеркивает она, - это позволяет мне заложить основу, к которой я могу потом регулярно обращаться, чтобы убедиться, что мой результат является достойным и эффективным ответом в поиске решения проблемы».

Для других решение творческих проблем лежит в совместной работе. «Мне трудно решить проблему или даже точно понять, в чём она заключается, когда всё происходит в моей голове, а не передо мной», - объясняет Биссерье своё решение поддерживать диалог со своими товарищами по команде, продолжая работу над проблемой. Благодаря совместной работе, заложенной в основе подхода «Two Times Elliott», Биссерье считает это важнейшим действием. «Мы действительно внедрили такой взгляд на вещи - считаем, что проекты принадлежат нам сообща, не приписываем их одному дизайнеру, - объясняет она. - Я думаю, что чувство совместного творчества помогает ослабить давление и мотивирует к нахождению решения у себя в голове», - добавляет она, - «даже если оно оказалось не тем, которое было необходимо». В этом смысле решение включает в себя анализ текущей проблемы, как его красноречиво описывает Биссерье: «Я считаю, что стоит выложить факты все разом, всем на обозрение, даже если сначала у решения будет три глаза и одна нога».

Смысл всего сказанного резюмирует дизайн-студия «Porto Rocha»: «Почти каждую творческую проблему можно решить по-разному». Они категорически отказываются верить в единственное «идеальное, окончательное решение». «Именно поэтому мы считаем очень полезным представить два-три контрастирующих варианта дизайна с использованием различных подходов», - тем самым, обсуждение переходит от понимания задачи к ее решению. 

Кольстерен кратко резюмирует, что «на данный момент мы определенно живём в непростое время для творчества», добавляя, что «вокруг происходит много всего, но это не облегчает нашу задачу». Учитывая то, что многие творческие люди, в том числе Ринц и Кольстерен, обычно находят вдохновение в путешествиях, пандемия COVID-19 не только поставила крест на их общих источниках заработка, но и перекрыла пути к социализации и приобретению жизненного опыта, способствовавшие формированию, развитию и росту креативности. «Путешествия освежали наш образ мышления и предлагали новые идеи, - утверждает Кольстерен, - в других культурах совсем иные подходы к типографике и цвету». Мы обнаружили, что, попав в другой контекст, мы начинаем замечать мелочи повседневной жизни, которые либо раньше не оценили, либо увидели свежим взглядом. До тех пор, пока все в конечном итоге не вернется на круги своя, данная реальность - это условия, в которых дизайн будет вынужден функционировать, что только сыграет на руку дальнейшим проблемам и творческим кризисам.

Как бы то ни было, человеку свойственны выносливость и богатое воображение. Ограничения часто становятся препятствием на пути прогресса, и с учетом сдерживающих факторов и мер предосторожности, которые актуальны для нас сейчас в социальном или творческом плане, итоги работы позволят взглянуть на сферу дизайна свежо и по-новому.

paperman