Новости Antalis

The origin of colours

Цвета: откуда их берут

2021/09/28

С тех пор, как 40 000 лет назад человек начал использовать глиняный порошок, уголь и мел для изображения животных на стенах пещер, цвет имеет для нас особое значение, символическое и технологическое. По сей день выбор цвета играет большую роль, как в искусстве, - например, синий цвет художника Ива Кляйна, - так и в науке, где новая технология Vantablack позволяет создавать поверхности, близкие к абсолютно черным, поглощающие до 99,965% видимого света. Правами на использование Vantablack в художественных целях во всем мире обладает только один человек – художник Аниш Капур родом из Британской территории в Индийском океане, и это вызывает широкий резонанс в мире искусства. Открытия новых красящих веществ, как те, что возникли в результате случайного стечения обстоятельств, так и ставшие результатом кропотливых исследований,  всегда влияли на историческое развитие человеческих цивилизаций.

The origin of colours

Натуральные красители: всё началось с красного

Насколько нам известно, первым красителем, который когда-либо использовался человеком, стала красная охра. Этот глиняный порошок с естественным оттенком красного железняка до сих пор используется в качестве пигмента и является первым в длинном ряду красителей красного цвета, полученных представителями различных мировых культур. Так, уже несколько тысяч лет человеку известен способ получения красного пигмента из насекомых, относящихся к разнообразным кошенильным червецам (coccoidea). Получаемые таким образом оттенки красного называются краплаками. Название происходит от «гуммилака», смолистого компонента, вырабатываемого лаковым червецом в Индии и используемого в качестве пигмента. В отличие от их индийского собрата, который в процессе получения пигмента остается жив, других насекомых-кошенилей в разных уголках планеты умерщвляют для получения краски. В Южной Америке из кошениля получают карминово-красный цвет, а в Европе вплоть до 17 века его широко использовали для получения карминового лака. Эти природные пигменты до сих пор применяются и настолько безвредны для человека, что их используют даже в качестве пищевой добавки E120. Природные пигменты можно обнаружить и в растениях, например, цвет индиго; древнейшие найденные образцы этого красителя относят к 6000 гг. до н.э. Удивительно, но оказывается, что большинство натуральных пигментов, используемых на протяжении всей нашей истории, еще и ядовиты.

 

TOC-red.jpg

 

Пожалуй, наиболее распространенный оттенок красного, киноварь, получают из ртутной руды. Киноварь использовали уже 5 000 лет назад в Китае, Испании и Турции, а позже и цивилизации Ольмеков, Майя и Римской империи. Свинцовый сурик, также минерального происхождения, использовался древними греками и, позже, римлянами. Красный пигмент, продукт горения свинцовых белил, известный под названием свинцовый сурик, или миниум, использовался в Средние века для украшения книг; отсюда берет свое название миниатюра, жанр иллюстрации. Насколько ядовиты пигменты из свинца и ртути, объяснять необходимости нет. Еще один пример: желтую охру в древнем Египте заменяли оперментом – пигментом, получаемым из мышьяка.

История красителей меняет наши привычные представления о том, что натурально, а что нет. Любопытно, что эксперименты продолжаются и по сей день, иногда неожиданным образом. Британский художник Уильям Тёрнер писал краской на водной основе Indian Yellow, сделанной из мочи коров, рацион питания которых состоял из манго. Также интересно, что некоторые цвета, которые было трудно произвести, становились символом власти. Здесь нам приходит на ум синий ультрамарин, который получали из растирки ляписа-лазури – в эпоху Возрождения - его использовали художники, чтобы подчеркнуть богатство своих заказчиков. Другой пример – тирский пурпур, редкий цвет, использовавшийся греческой и римской аристократией. Пурпурный цвет добывали вручную, извлекая его из морских слизней – для получения одного грамма такой краски требовалось десять тысяч слизней.

 

TOC-blue.jpg

 

Искусственные красители: революция в области химии

Вопреки расхожему мнению, искусственные красители не являются современным изобретением. Известно, что уже в 3250 г. до н.э. древние египтяне получали краситель синего цвета по ныне утерянной формуле. В Китае несколько тысяч лет назад процесс окисления использовали для окрашивания фарфора. Однако началом современных искусственных красителей все же называют 1706 г., когда производитель красок Дисбах создал цвет под названием берлинская лазурь.

 

TOC-green.jpg

 

Cлучалось, что изыскания приводили к опасным результатам. Так, в 19 веке широко использовалась зелень Шееле, в состав которой входил мышьяк. Говорят, что так отравили Наполеона Бонапарта, чей дом, в котором он проживал в изгнании, был оклеен обоями, окрашенными в этот токсичный цвет. Диабет Сезанна и слепоту Моне относят к последствиям отравления парижской зеленью, также состоящей из меди и мышьяка. Но все же «натуральные» краски чаще заменялись вполне безвредными синтетическими пигментами. Один из таких примеров – цинковые белила. До их изобретения художники обычно пользовались свинцовыми белилами. Синтетические пигменты, иногда менее ядовитые и всегда более доступные, позволяли художникам экспериментировать – так в 20-х годах 19-го века появился хромовый желтый, а в 1828 году – французский ультрамарин, полученный Жаном-Батистом Гиме. Этот ультрамариновый цвет, идентичный пигменту из ляпис-лазури, оказался намного дешевле и проще в применении.

Однако подлинная революция в области химии цвета произошла позже, когда был получен ализарин, первый полностью синтезированный краситель. Изначально ализарин вырабатывали из растения под названием марена красильная, но в 19 веке два химика, Карл Грэбэ и Карл Либерманн, нашли способ воспроизведения молекулы, отвечающей за его цвет. Эти химики работали в Bayer, тогда еще маленькой немецкой компании. Своим изобретением они открыли дорогу огромному количество цветов, привычных для нас сейчас.

 

TOC-colorlab.jpg

Сегодня, с развитием новой тенденции к использованию натуральных красителей, история применения пигментов заставляет нас по-новому взглянуть на «натуральность», особенно когда мы понимаем, что нередко химия и наука в целом предлагают более эффективные и безопасные решения, чем те, которые дает человеку природа. Об этой парадигме важно не забывать, чтобы современные красители сочетали в себя лучшее из обеих сфер.


 

 



 

 

paperman